В 2007 году школьный психолог Белоусова Т.Т. участвовала и победила в муниципальном конкурсе проектов в сфере образования. Результат этой победы - грант на сумму 100.000 рублей.
Благодаря гранту и помощи спонсоров было закуплено оборудование Монтессори. Все оборудование выполнено из дерева - экологически чистого материала.
Основные принципы построения образовательного процесса педагогики Монтессори.
- Создание обучающей среды, которое включает в себя оборудование с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований, подготовленного педагога.
- Наличие специального обучающего материала.
- Предоставление детям свободы во время занятий: - свободы выбора материала; - свободы выбора времени и продолжительности работы с материалаом; - свободы выбора места для работы; - свободы выбора партнера или партнеров; - свободы общения с учителем или другими детьми.
- Соблюдение правила: "Пользуйся всеми свободами, но не мешай другому".
- Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.
- Наблюдение учителем за детьми и при необходимости оказание помощи при их самомтоятельном обучении.
- Подготовка и проведение психологом общих тематических занятий по разным областям знаний, в которых участие детей происходит по их возможностям и желанию. При этом строго определяются основные пункты обучения и последовательность подачи материала, примерное распределение тем в течение года.
Роль взрослого в педагогике Монтессори
С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.
В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
Роль воспитателя
В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.
Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.